г. Хабаровск, ул Фрунзе, д. 11
г. Хабаровск, Уссурийский бульвар, 15
ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЁНКА?

ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЁНКА?

Тема этой статьи родилась случайно. Когда мы с Элли… сидели в очереди))) Очередь была большая, шумная и продлилась в итоге 3 часа.

Даже я немного устала от необходимости так долго быть в одном помещении с 2-годовалой дочкой. Хотя у меня большой арсенал всевозможных вариантов того, как увлечь/развлечь Элли на часок-полтора в кафе, госпитале или дорожной пробке. Подчеркну: именно без айфонно-айпадных вариантов развлечений.

Для мамы очередь/пробка — испытание. Что уж говорить о ребенке, естественная потребность которого — познавать мир вокруг, собирать информацию о вещах, предметах, событиях, играть и просто быть там, где ему хочется, а не там, где нужно, например, его родителям. Да и просто, чисто психологически, высидеть на одном месте ребенку еще очень сложновато.

Поэтому, во-первых, прежде чем нервничать, ругать за непослушание/гиперактивность/неусидчивость и просто плохое поведение в общественном месте, вспомните, что ему или ей такое ожидание еще пока не по силам. Просто примите это. А еще тот факт, что ребенку явно это ожидание не нужно)) Оно нужно вам, поэтому не ругайте и не злитесь, а просто помогите ему или ей помочь вам высидеть эти минуты или часы ожидания. Не требуйте невозможного.

А во-вторых, мы уже говорили выше о том, что естественная потребность ребенка — познавать мир вокруг, собирать информацию о вещах, предметах, событиях, играть и просто быть там, где ему хочется. Используйте эти качества и организуйте процесс сидения в очереди, нахождение в пробке или в кафе таким образом, чтобы оно было комфортно и интересно вашему ребенку.

Хорошо, скажете вы, но как это сделать?

Предлагаю вам те варианты развлечений в общественных местах, которые активно использую я сама:

1. Игрушки.

Это могут быть как новые, так и любимые игрушки вашего ребенка. Мы с Элли обычно берем с собой 2-3 персонажа из ее любимого мультфильма про свинку Пэппу. И что только эти персонажи у нас не делают)) И спят на столике в кафе в кровати из салфеток, и гуляют по стульям, и прячутся, и разговаривают друг с другом.

Еще у нас принято, что, выходя из дома Элли сама выбирает, какие игрушки она берет с собой. Так она охотнее с ними играет. Единственное, конечно, если это полуметровый плюшевый медведь, то я предлагаю его все же оставить дома)))

Детям постарше можно брать с собой небольшие настольные игры, пазлы. А вот мячи любого размера лучше не брать. Можно закатить его так, что не достанешь, что-нибудь повредить или травмировать кого-нибудь из окружающих.

Здесь очень важный момент! Вначале вам нужно будет обязательно играть вместе с ребенком! Не просто выдать игрушки в надежде, что он сам сообразит. У нас ушло 2 месяца ежедневных таких игр в общественных местах, и теперь Элли может «зависнуть» в уже самостоятельных социально-ролевых играх.

2. Бумага и мелки-карандаши.

У нас очень и очень беспроигрышный вариант сейчас. Очень часто слышу от мам — он или она не любит рисовать/не рисует. Я предлагала и никак. Не нужно предлагать, нужно взять и рисовать. Через какое-то время (у нас не с первого дня даже) ребенок подключиться к процессу. Элли долгое время наблюдала, что я делаю, потом только начала сама рисовать. И даже сейчас может быть так, что она только будет заказывать мне «мам, рисуй Мишу», «мам, рисуй дом», а сама стоять и смотреть.

3. Книжки.

С книжками — как с рисованием и социально-ролевыми играми. Сам не будет читать. Даже очень часто и смотреть не будет. Задача родителя — увлечь книгой и вызвать интерес. Мы сначала быстро пролистывали и где я успевала, я показывала на страничке что-то и называла. Потом листание замедлилось, мы просто рассматривали и изучали картинки. Потом я вкратце рассказывала, про что на картинке нарисовано. Сейчас читаем с удовольствием. Котенок Шмяк и Голодная гусеница, Мумий Тролль и Винни Пух — не полный перечень любимых героев Элли.

4. Игры «на коленке», потешки и проч.

Такие игры особенно хороши для дорожных пробок (если вы не за рулем). Для таких игр нужны вы (точнее ваши коленки, ребенок и заученный вами текст. Ниже привожу пример любимых игр Элли:

Едем-едем на лошадке (ребенок на коленках имитируем скачку)
По дорожке гладкой-гладкой.
Как кричит лошадка наша ? (Иго-го)
А по кочкам ловко-ловко
Мы поедем на коровке.
Как мычит коровка наша? (Му-у-у)
На собаке — по оврагам (гав-гав-гав)
А на кошке по ухабам (Мяу).
Мы скакали, мы скакали,
А теперь скакать устали.
В ямку – бух! (раздвигаем коленки, ребенок проваливается)

Едем- едем на лошадке (ребенок на коленках имитируем скачку)

По дорожке гладкой- гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Два котенка у порога
Нам сказали очень строго…
Как котята говорят? Мяу-мяу!
и так далее:
Два утенка — кря-кря!
Два цыпленка — пи-пи-пи!
Два теленка — Му! Му!
Две овечки — Бее! Бее!
Два козленка — Мее! Мее!
Две лягушки — ква-ква!

На лошадке старенькой (ребенок на коленках имитируем скачку)
Едет Эля маленькая
По кочкам, по кочкам
По маленьким пенечкам
И в ямку бух! (раздвигаем коленки, ребенок проваливается)
Раздавили сорок мух

Идёт коза рогатая, (идем пальцами по ручке-ножке ребенка)
Идёт коза бодатая,
За малыми ребятами.
За малыми девчатами.
Ножками топ-топ
Глазками хлоп-хлоп
Кто каши не ест,
Молока не пьёт,
Забодает, Забодает, Забодает! («бодаем» указательным и средним пальцем)

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были?
У бабушки.
Чего ели?
Кашку.
Чего пили?
Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели, (летим руками)
На голову сели, (кладем руки на голову)
Песенку запели!

(гладим круговыми движениями ладошку ребенка)
Сорока- сорока! Где была?
Далеко!
Что делала?
Кашу варила, деток кормила.
Детки во двор, каша – на стол.
Этому дала он дрова рубил (загибаем большой палец),
Этому дала он печь топил (загибаем указательный палец),
Этому дала он воду носил (загибаем средний палец),
Этому дала тесто месил (загибаем безымянный палец),
А этому не дала (не загибаем мизинец)
Он дрова не рубил, печку не топил, воду не носил, тесто не месил – ему нет ничего!
Сорока-сорока, по двору скакала, деток собирала
Детки кашу кушали, нашу сказку слушали.

5. Наблюдения.

Наблюдайте вместе за разными людьми, придумывайте истории вместе. Например, наши истории звучат примерно так:
— Это кто?
— Дядя
— Какой дядя?
— Большой
— Что дядя делает?
— Стоит
— А еще что?
— Читает
и т.д.
Или я могу рассказывать что-то про людей, объяснять эмоции, которые они испытывают, действия, которые они делают. Это помогает ребенку научиться отслеживать, распознавать свои чувства и эмоции, фантазировать, анализировать, понимать, что есть жизнь не только «здесь и сейчас», но и в другом месте (дядя домой пошел, наверное, кушать))).

С детьми постарше (хотя я с Элли сейчас начала это практиковать тоже) можно искать вокруг цвета (искать все красное, например), считать что-нибудь (мы в кафе считаем сахарные пакетики в вазочке).

6. Походить-постоять-посидеть.

Ребенку важно двигаться, поэтому долго сидеть они не могут. Помните это, чередуйте сидячие действия с перемещениями по помещению. Сходите в соседнее помещение или на улицу, посмотрите, что там.

7. Айфон и айпад.

Конечно, можно дать ребенку какой-нибудь из этих предметов и его перестанет быть видно и слышно. Но я, наверное, не ищу легких путей)) А также берегу глаза и нервную систему ребенка от перенапряжения. Да и вообще, зачем с детства подсаживать ребенка на мультики-игры? К тому же, теперь, когда у вас есть разнообразные варианты того, как скрасить досуг с ребенком, ожидая, скажем, приема врача в поликлинике.

И, поверьте на слово, вы сами получите намного больше удовольствия от такого ожидания, когда вы будете читать-играть-рисовать-рассказывать. Чем если вы вслед за ребенком, достанете свой телефон, чтобы лайкнуть очередные посты в Instargam или прочитать новости ВКонтакте.

Будьте ближе к своим детям и не скучайте в очередях, Ирина Ролина